3 ШАГ:
Слуховая терапия
Программы Слуховой терапии напрямую затрагивают наши сенсорные системы и влияют на всю нашу повседневную деятельность. Слуховая терапия может помочь тем, кто испытывает:

  • Проблемы с обучением — чтение, письмо, познавательная сфера;
  • Проблемы с обработкой слуховой и визуальной информации;
  • Проблемы с концентрацией внимания;
  • Проблемы равновесия и координации;
  • Проблемы с организацией и самовыражением.
Другие сферы, где Слуховая терапия может быть успешно применена — это улучшение эмоционального состояния и помощь детям с аутистическим спектром.
О методе

Слуховая терапия стала результатом объединения многолетней практики слуховой терапии А.Томатиса и двигательной терапии. Современная Слуховая терапия сочетает в себе слуховую, зрительную и двигательную стимуляции. Подобная комбинация тренирует мозг эффективно обрабатывать и управлять информацией о внешнем мире и собственном теле, полученной от органов чувств.

Комплексные программы Слуховой терапии проводят воздействие на зоны мозга, вовлеченные в процесс обучения, коммуникации и движения. Сочетание слуховой программы со специальными зрительными, двигательными упражнениями и упражнениями на равновесие укрепляют нервные связи и улучшают способность к обработке информации и обучению. Эта программа способна улучшить ваши навыки и умения, нормализуя процесс обработки и интеграции сенсорной информации.


Как это работает

На первый взгляд, кажется, что наши органы чувств (уши, глаза, орган равновесия — вестибулярный аппарат) работают независимо друг от друга. На самом деле они ведут непрерывную беседу и обмениваются информацией друг с другом.

Они играют важную роль в процессе обучения, удержания внимания, анализа информации и координации движения. Так как все системы взаимосвязаны, то их синхронная стимуляция дает мозгу возможность лучше обрабатывать полученную информацию. Мы переобучаем мозг, укрепляя нервные связи для более результативной и эффективной работы.

Способность мозга к изменению известна, как нейропластичность или пластичность. Это — способность реорганизовываться, формировать новые нервные соединения в течение жизни. Чтобы новые связи создавались, нейроны должны постоянно стимулироваться через разные виды активности. То же самое и происходит и с поврежденными отделами мозга, он компенсируется, пытаясь восполнить функцию повреждённых областей с помощью неповреждённых либо вовлечь «безработные» области в обслуживание других функций.

Слуховая терапия подготавливает основательный фундамент для процесса обучения и коммуникации посредством повторяющейся, мягкой стимуляции следующих систем:

Вестибулярная система

Вестибулярный аппарат находится во внутреннем ухе, соединен с улиткой и является частью вестибулярной системы.

Он контролирует наше равновесие, координацию, мышечный тонус, ритм и дает представление о положении тела в пространстве. Он играет ключевую роль в организации моторных функций и осанки. Для стимуляции вестибулярного аппарата были специально разработаны двигательные упражнения, упражнения на балансировочной доске, а также Слуховая терапия использует специальные наушники.
Вестибулярная и проприоцептивная или скелетно-мышечная системы оказывают сильное воздействие на функции внимания и эмоционального регулирования.

Результат Улучшается координация, равновесие, внимание, саморегулирование.

Зрительно-моторная система

Слуховая и вестибулярная системы стимулируются музыкой. Обе системы имеют нервные связи со зрительно-моторной системой. Когда вы переводите взгляд в сторону неожиданного звука, вы ориентируетесь на источник звука. В данном случае используется взаимодействие вестибулярной, слуховой и зрительно-моторной систем. Слуховая терапия включает в себя «Сборник Упражнений», в котором содержатся задания на визуальное слежение и визуальное восприятие.

Тренируя эти навыки одновременно с вестибулярной и слуховой системами, мы улучшаем моторные навыки и навык чтения.

Результат Улучшаются навыки чтения, координация глаз и рук, равновесие, спортивные навыки.

Проприоцептивная система (анализатор мышечно-суставного чувства)

Ощущение собственного тела — где оно, как его контролировать, как им управлять, — кстати, нам не нужно об этом задумываться, все происходит благодаря рецепторам в наших мышцах и суставах, проприорецепторах.

Это еще одна — сенсорная (чувственная) — система, которая вносит свой вклад в управление поведением и обучением. Когда проприоцептивная система слаженно взаимодействует с другими сенсорными системами, то мозг свободен для более тщательного контроля высшей деятельности.

Дети и взрослые, которые улучшают свои проприоцептивные навыки, гораздо свободнее овладевают навыками обучения и коммуникации. Специальные двигательные упражнение, сопровождающие аудио программы Слуховой терапии направлены на развитие проприоцептивных способностей.

Результат Улучшается координирование движений или праксис, спортивные достижения, координация, пространственная осведомленность, уверенность, саморегулирование.
Парасимпатическая система (система, участвующая в регуляции работы внутренних органов)

Автономная нервная система, работает как система контроля, большая часть которой находится за пределами нашего сознания. Поэтому, в большинстве случаев мы далеки от работы автономной нервной системы, т.к. она функционирует непроизвольно, рефлекторно.

Автономная нервная система важна для нас в двух случаях. Симпатическая система настраивает органы на работу, обеспечивает деятельность организма в условиях срочного приспособления к изменившимся условиям внешней среды, как при реакции «беги и сражайся», свойственной стрессовым ситуациям, а парасимпатическая — на работу в условиях внешнего покоя (поглощение пищи, сон и т.п.), восстановления нарушенного равновесия организма, его сил и ресурсов.

Слуховая терапия стимулирует парасимпатическую систему, воздействуя на блуждающий нерв (центробежные нервные волокна на барабанной перепонке и в наружном слуховом проходе), который спускается от нижней части продолговатого мозга вниз к пищеварительному тракту. Блуждающий нерв влияет на частоту сердечных сокращений, потоотделение, обеспечивает двигательную иннервацию мышц мягкого нёба, глотки, гортани, а также мышц пищевода, гладких мышц лёгких, пищевода, желудка и кишечника.

Мягкая стимуляция парасимпатической нервной системы привносит равновесие в работу автономной нервной системы, которое отражается на состоянии спокойствия и саморегулировании.

Результат Мы имеем улучшение эмоционального состояния, позитивное отношение к окружающему миру, улучшение со сном и пищеварением.

Мозжечок

Мозжечок составляет 10% от веса мозга и содержит 50% всех нейронов. Если сравнить мозг с компьютером, то можно сказать, что это процессор, получающий информацию от всех сенсорных систем и различных отделов мозга, интегрирующий эту информацию в хорошо настроенную моторную активность. Мозжечок вовлечен в процессе крупной и мелкой моторной координации, в процесс внимания и эмоциональной регуляции.

Как новорожденные, мы постепенно прогрессируем от непроизвольных рефлексивных движений к движениям сознательным и скоординированным, которые в процессе многократного повторения становятся автоматическими. Исследования доказали, что мозжечок играет важную роль в процессе автоматизации.

Мозжечок можно сравнить с мощным компьютерным процессором, который передает объемную информацию к двигательной, речевой, мыслительной, сенсорной и эмоциональной зоне коры головного мозга. Его роль настолько велика, что он состоит из наибольшего количества нервных клеток, чем вся остальная часть мозга. Программа Слуховой терапии стимулирует мозжечок через нейронные связи и в процессе стимуляции улучшаются навыки чтения, письма, автоматизм.

Программный «Сборник упражнений» содержит задания для многократного повторения, тем самым стимулируя мозжечковую функцию. Сессия за сессией, поступающая визуальная, вестибулярная и слуховая информация, тренируют мозжечок качественно проводить мультисенсорный анализ.

Результат Качественно улучшаются моторные навыки, «автоматизм», овладение новыми навыками, визуальный контроль и познавательные навыки.
Межполушарные связи

Несмотря на то, что мозг поделен на зоны, которые функционально специализированы, он является целостно работающим органом и для выполнения одной функции, например «чтения», может быть вовлечено несколько отделов мозга. Учитывая всю сложность процесса чтения, можно выделить целый ряд структур мозга, его обеспечивающих, что предполагает точное, быстрое и четкое «общение» между полушариями.

Прочность межполушарных связей укрепляется за счет длительности прослушивания и многократного повторения заданий из «Сборника упражнений».

Результат Сильное и качественное межполушарное взаимодействие применимо ко всему, что Вы делаете.
Ретикулярная Активирующая система

Ретикулярная Активирующая система — совокупность нейронов и соединяющих их нервных волокон, расположенных в стволе мозга и образующих сеть.

Ретикулярная формация связана со всеми органами чувств, двигательными и чувствительными областями коры большого мозга, таламусом и гипоталамусом, спинным мозгом. Она регулирует уровень возбудимости и тонуса различных отделов центральной нервной системы, участвует в регуляции уровня сознания, эмоций, сна и бодрствования, вегетативных функций, целенаправленных движений.

Основная функция ретикулярной активирующей системы — «пробуждать». Это объясняет, как Интегрированная слуховая система, используя мульти-сенсорный подход, улучшает внимание, концентрацию, мотивацию к деятельности; моторно-двигательный контроль, тонус мышц, рефлекторный ответ и другие функции.

Результат Улучшается концентрация внимания, мотивация, контроль моторных функций.
Области применения

Слуховая терапия — это сенсорно-моторная слуховая программа, цель которой «переобучить» зоны мозга, вовлеченные в процесс обучения, коммуникации, и движения. Используемые в Слуховой терапии запатентованные слуховые программы в сочетании со зрительными и двигательными упражнениями укрепляют нейронные связи и улучшают нашу способность к обучению и анализу информации.

Вот список, где Слуховая терапия активно применяется:

  • Развитие речевых и коммуникативных навыков
  • Обучение
  • Развитие фонематического слуха / частотная дискриминация
  • Чтение
  • Улучшение настроения и эмоционального состояния
  • Развитие моторных навыков
  • Дефицит внимания / СДВГ
  • Аутистический спектр, нарушение развития
Made on
Tilda